Главная | Защита прав потребителя | Взятка уголовно правовая характеристика

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика взяточничества 4 Глава 2. Квалифицированные виды дачи — получения взятки. Первоначальные действия следователя при организации проверки заявлений в порядке ст. В частности, в Резолюции VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями всеми государствами членами содружества наций предложено рассмотреть адекватность своего уголовного законодательства реальному распространению различных видов коррупции и применения санкций, которые бы обеспечили их надлежащее сдерживание.

Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, как опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан.

Проблема раскрываемости данного вида преступлений во многом зависит от правильной постановки самого хода расследования, наиболее полного планирования по делу. Это невозможно сделать без выработки специальной методики расследования, тем более такого сложного и тяжкого преступления, как взяточничество. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях, когда определенные вопросы можно решить путем взятки в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления.

Поэтому выработка методики по раскрытию взяточничества является первоочередной проблемой в совершенствовании раскрытия данного вида преступления. Настоящие рекомендации выработаны на основе обобщения практики работы следственного комитета при прокуратуре Ростовской области. Уголовно-правовая характеристика взяточничества В уголовном законодательстве России взяточничество рассматривается как корыстное должностное преступление, в качестве одного из общественно опасных видов нарушения служебного долга.

Причем преступления эти взаимозависимы, так как не может быть оконченного состава получения взятки, если не было ее дачи, точно также не будет оконченного состава дачи взятки, если не имело место ее получение. Эта взаимная зависимость закономерно вызвала в юридической литературе дискуссию об их правовой природе.

взятка уголовно правовая характеристика зрелище посеяло

Широко распространено представление о самостоятельности этих преступлений Б. Много приверженцев точки зрения, согласно которой дача взятки выступает как особый случай соучастия в получении взятки, выделенный законодателем в отдельный состав преступления ввиду важности и необходимости такого соучастия А. Многочисленны сторонники понимания взяточничества как сложного двухстороннего преступления Н. Представляется, что последняя точка зрения является более предпочтительной. Так, при получении взятки и ее даче объект посягательства этих деяний единый — нормальная деятельность публичного аппарата управления.

Дача взятки без ее получения никогда не может быть доведена до конца. Поэтому как дача взятки, так и ее получение являются взаимосвязанными действиями, и ни одно из них не является самостоятельным. В связи с этим нет никакого основания рассматривать дачу взятки как самостоятельное преступление. Нельзя согласиться и со второй точкой зрения на юридическую природу дачи-получения взятки. Соучастие по уголовному праву России предполагает совместное участие двух или более лиц в совершении одного и того же умышленного преступления.

При этом, как верно указывает Н. Так, например, обстоит дело при всех других должностных преступлениях, когда участие в совершении этих преступлений частных лиц только и может выразиться в форме соучастия. Дача взятки по отношению к ее получению имеет совершенно иное качественное значение. Она не может быть признана формой соучастия, так как без сдачи взятки не может иметь место и получение взятки. Представляется более правильным рассматривать дачу и получение взятки как единое сложное преступление, действие которого состоит из двух необходимых, взаимосвязанных элементов — дачи и получения взятки.

Различие субъектов преступления и необходимость установления различных отягчающих обстоятельств, а также обстоятельств, исключающих ответственность, повлекли за собой выделение в УК дачи взятки в отдельную статью. Как и все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления взяточничество посягает на нормальную деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач.

В частности, служащие государственных органов и органов местного самоуправления должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Важнейшим условием правильного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления является осуществление принципа публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности должностных лиц. Как справедливо отмечает Б. Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления, взяточничество дискредитирует его в глазах граждан, подрывает его авторитет, ведет к формированию представления о всеобщей продажности чиновников.

В науке уголовного права устоявшейся является точка зрения о том, что предметом взяточничества является то, что передается должностному лицу в качестве взятки, то есть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. Наиболее распространенным является взгляд на предмет преступления как на вещь, в связи с которой или по поводу которой совершается преступление.

При этом справедливо отмечается, что вред преступлением причиняется не предмету, а объекту преступления. Уголовно-правовое значение предмета преступления определяется в первую очередь не его физическими свойствами, а характером и содержанием выражающихся в нем общественных отношений. В уголовно-правовом смысле предмет всегда выступает в связи с конкретными общественными отношениями.

Из этого следует, что в предмете преступления проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений, то есть объекта преступления. И преступник, воздействуя на предмет преступления, изменяет или ликвидирует общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Исходя из всего этого можно сделать вывод о необходимых признаках предмета преступления, заключающихся в том, что в предмете преступления должны проявляться определенные стороны и свойства объекта преступления, а также в том, что посредством воздействия на предмет причиняется вред объекту преступления.

Теперь обратимся к анализируемому преступлению, взяточничеству, и, опираясь на изложенные положения, взглянем на его общепризнанный предмет. Если признавать деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера предметом взяточничества, то необходимо признавать взаимосвязь между этими ценностями и объектом взяточничества, проявляющуюся во вне таким образом, что посредством воздействия на эти ценности будет причиняться вред охраняемым нормам УК общественным отношениям в сфере нормального функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Совершенно очевидно, что деньги и иные ценности и блага, входящие в содержание понятия взятки связаны с общественными отношениями в сфере собственности. В таком же преступлении, как взяточничество их следует признавать средствами, используемыми при совершении преступления. В науке уголовного права под средствами, используемыми при совершении преступления, понимаются предметы материального мира, применяемые для совершения задуманного преступления, а также приспособления, облегчающего его реализацию.

Во взяточничестве именно эту роль выполняют передаваемые должностному лицу ценности и блага. Поскольку одна и та же материальная вещь может быть и предметом и средством совершения преступления, для их разграничения следует учитывать то обстоятельство, что средства совершения преступления в отличии от его предмета ни в какой связи с теми общественными отношениями на которые совершается посягательство не состоят. Связи между деньгами, ценными бумагами, иным имуществом или выгодами имущественного характера и общественными отношениями в сфере нормального функционирования органов государственной власти и местного самоуправления нет, во всяком случае нет в том смысле, в котором можно признать, что посредством воздействия на эти ценности, нарушаются указанные общественные отношения.

Взятка, как определенные материальные ценности и блага, является важным элементом состава взяточничества, что обуславливает необходимость рассмотрения ее содержания. Закон содержит указание на разновидности взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Под деньгами закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления.

Ценной бумагой в соответствии со ст. К ценным бумагам ГК РФ относит: Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью. При этом следует согласиться с Б. Волженкиным в том, что передаваться должностному лицу может и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные лица будут нести ответственность и за незаконный оборот этих предметов.

В основном составе получения взятки, также как в основном и квалифицированном составе дачи взятки, закон ничего не говорит о размере взятки — стоимости имущества или размере выгод имущественного характера, которые получает должностное лицо. Однако во всех случаях эта стоимость или размер выгоды должны быть определены исходя из стоимости имущества или услуги, курса иностранной валюты на момент совершения преступления. В юридической литературе неоднократно предлагалось установить ответственность за мелкое в небольшом размере взяточничество, но законодатель не учел этих предложений.

Вместе с тем отсутствие в уголовном законодательстве каких-либо указаний на минимальный размер взятки приводило к случаям, когда подарки должностным лицам в виде коробки конфет, бутылки коньяка и т. Забывалась при этом возможность применения положений УК о явной малозначительности деяния, исключающей его оценку как преступного в силу отсутствия достаточной степени общественной опасности деяния.

Следует согласиться с Ю. Ляпуновым в том, что хотя получение и дача взятки являются как минимум преступлениями средней тяжести, положения ч. Конечно малозначительность содеянного определяется не только размером материальной выгоды, а иногда и не столько размером, сколько другими обстоятельствами. Так, например, заслуживающим внимание является мнение Б. В то же время ст. Возникла трудноразрешимая коллизия между федеральными законами. Келиной, что пять минимальных размеров оплаты труда — эта та граница, которая во всех случаях разделяет подарок от взятки, вряд ли можно признать безусловно верным.

Более обоснованной представляется позиция Б. Волженкина, полагающего, что независимо от размера, вознаграждение должностного лица следует признавать взяткой в следующих случаях: Как уже отмечалось, объективная сторона состава взяточничества по действующему уголовному законодательству по своей конструкции является сложной.

Признаки объективной стороны этого преступления содержаться в статьях и УК РФ. С объективной стороны взяточничество выражается в даче кем-либо лично или через посредника в каком бы то ни было виде взятки должностному лицу, и получении ее последним за действия бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия бездействие входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям бездействию , а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Для анализа объективной стороны состава взяточничества необходимо установить и выяснить те вопросы, которые в совокупности дадут полное и всестороннее представление об объективной стороне этого преступления. Исходя из описания объективной стороны состава взяточничества, данного в законе, представляется, что выяснению подлежат вопросы о признаках, характеризующих особенности действий бездействия должностного лица, за совершение которых дается взятка; вопросы взаимосвязи между взяткой и действиями должностного лица, за совершение которых взятка дается; вопрос о моменте окончания состава взяточничества.

Поскольку состав взяточничества представляет собой единый сложный состав дачи-получения взятки, то и действие в нем является сложным и состоит из двух элементов — дачи и получения взятки. Закон прямо указывает, что как дача, так и получение взятки может осуществляться либо лично, либо через посредника.

Важно лишь то, чтобы посредник выражал волю взяткодателя и или взяткополучателя, либо действовал с их согласия. И как справедливо отмечает Н. Взятка может быть дана и получена кроме того и в любой форме, любом виде, безразлично каким способом. Ни форма, ни способ не оказывают влияние на квалификацию деяния.

Читать ONLINE Уголовно-правовая характеристика получения и дачи взятки

В следственной и судебной практике встречаются самые различные виды и формы взятки: Не менее важное значение, чем само действие дачи-получения взятки, имеет вопрос о характере деятельности должностного лица, обусловившей получение взятки, либо обусловившей получение взятки, либо обусловленной ее получением. Здесь не имеет значение, выполнило ли должностное лицо соответствующие действия или нет: Но выяснение характера соответствующей деятельности и ее обусловленности дачей взятки либо наоборот является безусловно необходимым для правильной квалификации деяния, ибо закон содержит в себе указание и на характер деятельности и на взаимосвязь ее с дачей-получением взятки.

В первом случае имеются в виду законные правомерные действия бездействие должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не входящие за рамки должностной компетенции субъекта, то есть действия, совершить не совершить которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан. Должностное положение субъекта определяет не только юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей должностного лица по занимаемой им должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях РФ, а также из служебных связей должностного лица.

Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способствовать совершению выгодного для взяткодателя действия бездействие другим должностным лицом, возможно ничего не знающим об этом вознаграждении. Эта ситуация имеется в виду во втором из обозначенных в законе вариантов основного состава получения взятки.

По этому поводу есть и разъяснение Пленума Верховного суда РФ, содержащееся в п. Законодательное решение, содержащиеся в ч. Закон, говоря о покровительстве и попустительстве должностного лица по отношению к взяткодателю или представляемым им лицам, имеет в виду подобное поведение субъекта не только в отношении тех, кто ему непосредственно подчинен по службе.

Удивительно, но факт! Соответственно, не может состоятьсяоконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом.

Взяткополучателем в этом случае может быть и представитель власти, получающий незаконное вознаграждение от лиц, ему не подчиненных, но могущих оказаться в сфере действия его властных полномочий, что и определило необходимость по мнению этих лиц подкупа данного представителя власти.. Так, государственный налоговый инспектор Ф.

взятка уголовно правовая характеристика Человека была

В уголовно-правовой литературе вопрос о таком признаке взятки, как обусловленность ею действий должностного лица, является остро дискуссионным. Шелковкин, - в том и заключается, что должностные лица выполняют свои обязанности за подкуп, за незаконное вознаграждение.


Читайте также:

  • Численность населения москвы с приезжими на 2017 год составляет
  • Капитальный ремонт многоквартирный дом возмещение расходов
  • Участие социального педагога в судебном заседании