Главная | Наследовательное право | Лишение права заниматься определенной деятельностью пример

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст.

Занимать определенные должности

Сущность данного вида наказания состоит в лишении осужденного на определенный приговором суда срок правомочий, обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью, используя которые это лицо совершило преступление или которые оно могло бы использовать в дальнейшем для совершения преступлений.

По мнению же А. Однако с точки зрения существа вопроса, по нашему мнению, суд должен иметь право в определенных случаях лишать виновного в совершении преступления права занимать определенные должности и в негосударственных учреждениях. Во-вторых, не очень понятно, почему суд должен иметь возможность лишить виновного, к примеру, права занимать материально ответственные должности в учреждениях, где доля государства составляет более половины уставного капитала, но не иметь такой возможности в необходимых случаях, если доля государства менее половины?

Во многих случаях применение данного наказания было бы целесообразным и в отношении указанных категорий лиц. К слову сказать, отмеченное выше требование ч. Государственные должности в соответствии с законом подразделяются на категории: Для всех государственных служащих введено 15 квалификационных разрядов: В каждом разряде установлено 3 класса.

Другой комментарий к Ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации

Виды должностей в органах местного самоуправления, замещение которых может быть запрещено приговором суда на основании ст. Это более широкое понятие, например диспетчер на транспорте, кассир Сбербанка и т. Лишение права заниматься определенной деятельностью предполагает запрет заниматься как работой по той или иной профессии - педагога, врача, профессионального водителя и т.

Пленум Верховного суда СССР в постановлении по конкретному делу признал правильным применение в отношении охотников-любителей лишения права охоты. Запрещение заниматься определенной деятельностью сопряжено во многих случаях также с фактическим лишением осужденного права занимать связанные с ней должности. На наш взгляд, такое суждение является неправильным по существу и не соответствует уголовному закону.

сущности, лишение права заниматься определенной деятельностью пример медленно пересекли

Определенные различия указанных мер, безусловно, наличествуют, основное из которых в том, что, в зависимости от конкретных условий, эти меры поражают разные но очень близкие блага осужденного — право занимать определенные должности или права заниматься определенным видом деятельности.

Однако, как представляется, различия между этими мерами не настолько значительны, чтобы говорить об их самостоятельности. Между ними больше сходства, нежели различий. Это сходство проявляется в единстве их происхождения и социальной роли, в элементах содержания, а также в единстве законодательного регулирования. Нам уже приходилось писать о том, что по существу каждый из предусмотренных в законе видов наказания к примеру, штраф, конфискация имущества, лишение специального или воинского звания, классного чина и государственных наград или др.

Одни и те же виды наказания, назначаемые за различные преступления и в отношении разных осужденных, могут иметь различное проявление - по своему содержанию, срокам, конкретным целям, объектам воздействия, восприятию осужденными и окружающими. Тем более они могут проявляться по-разному в зависимости от того, в качестве основного или дополнительного они применяются.

Однако от этого они не перестают быть едиными видами наказания. Гипертрофирование различий в разных проявлениях единых по сути видов наказаний способно привести к неоправданному дроблению существующих видов наказаний. Исходя из таких позиций, почему бы не выделить, к примеру, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно применяется - между этими мерами различий, пожалуй, даже более, нежели в рассматриваемом спорном случае.

Конечно, при определенных условиях разделение отдельных видов наказания может быть вполне оправданным, и истории известны такие случаи — подобное, к примеру, произошло с наказанием в виде правопоражений, из которых, в частности, выделились самостоятельные виды наказаний: Однако такое деление должно быть осмысленным, целесообразным, оно возможно лишь до известных пределов - в ходе такого деления не должна быть утрачена суть делимого вида наказания и его содержание.

Таким образом, на наш взгляд, правильнее утверждать, что лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью — это лишь два разных проявления единого вида наказания. Возможно и одновременное применение обоих видов ограничений - в тех случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений и с учетом личности виновного суд сочтет невозможным сохранение за ним и права занимать те или иные должности, и права заниматься определенной деятельностью.

Удивительно, но факт! Гипертрофирование различий в разных проявлениях единых по сути видов наказаний способно привести к неоправданному дроблению существующих видов наказаний.

На наш взгляд, закон не требует непременного наличия причинной зависимости между совершенным преступлением и должностным положением или видом деятельности виновного при назначении рассматриваемого вида наказания. Поэтому в приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности лишен права занимать данный осужденный, или какими конкретно видами деятельности ему запрещается заниматься.

Нельзя, к примеру, лишать виновного права работать в той или иной отрасли хозяйства без определения круга должностей, занимать которые он не вправе. Высшие судебные органы страны в своих руководящих разъяснениях неоднократно обращали внимание судов на необходимость конкретного указания должностей, которые запрещается занимать, и деятельности, которой запрещается заниматься осуждённому.

Как правильно отмечает А. Цветинович, от формулировки налагаемого судом запрета, т. Не должно быть формулировок, позволяющих толковать их произвольно. Суд вправе применить к виновному рассматриваемое наказание, лишив его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и в том случае, когда лицо, совершившее преступление, не занимало соответствующую должность или не занималось определенной деятельностью постоянно, а выполняло соответствующие обязанности временно, по приказу или распоряжению, а также когда к моменту постановления приговора осужденный уже не занимал должности на государственной службе и не занимался деятельностью, с которыми было связано совершенное преступление.

При этом Верховный Суд РФ указал на недопустимость формального подхода к назначению дополнительного наказания, в частности, в виде лишения права управлять транспортом лиц, для которых это является профессией. Поскольку минимальный срок наказания в санкции, как правило, не указывается, таковым следует считать нижний предел срока этого вида наказания, установленный ч.

Содержание этого вида наказания заключается в целом ряде лишений и ограничений. О его эффективности свидетельствует тот, в частности, факт, что рецидив среди осужденных с применением этого дополнительного наказания в два раза меньше рецидива среди аналогичной категории осужденных, к которым дополнительное наказание не применялось. Это наказание может применяться в качестве как основного, так и дополнительного.

В качестве основного вида наказания оно может быть назначено на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет. В качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается: В санкциях статей Особенной части УК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью представлено довольно широко, что является необходимой предпосылкой для широкого его использования и в судебной практике.

Как правило, это наказание устанавливается за преступления небольшой и средней степени тяжести. При этом в 23 санкциях это наказание предусмотрено как обязательное и в 56 санкциях - как факультативное. Как правило, это наказание предусмотрено за преступления, которые нередко совершаются в связи с занимаемой виновным должностью, либо определенной профессиональной или иной деятельностью. Например, в качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности предусмотрено за присвоение или растрату при квалифицирующих признаках по ч.

В качестве дополнительного наказания - за неоказание помощи больному по ч. Анализ данных судебной статистики и материалов уголовных дел показывает, что это наказание судами Российской Федерации применяется еще недостаточно. Это обстоятельство мы отмечали еще в середине х годов. Впоследствии, в частности, в период с г по г. В последние же годы удельный вес этого наказания в системе фактически применяемых уголовных наказаний сократился еще более.

По данным официальной статистики за и гг.

Удивительно, но факт! Основной задачей лишения права заниматься определенной деятельностью является предупреждения совершения преступлений лицами, чьи деяния были реализованы со злоупотреблением должностных полномочий либо с осуществлением какой-либо деятельности.

Причем во многих случаях это наказание не применялось и по тем статьям, которые предусматривают его в санкциях в том числе и как дополнительных, обязательных для применения. Лишь за присвоение и растрату, совершенные при квалифицирующих признаках ст. В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться и при отсутствии упоминаний о нем в санкции статьи Особенной части УК — в ч.

Однако и эти возможности пока реализуются на практике незначительно. Увольнение же с должности, занимая которую лицо совершило преступление, не лишает его возможности занять аналогичную должность на другом предприятии или в иной системе народного хозяйства и продолжать преступную деятельность.

Комментарий к Ст. 47 УК РФ

По известным соображениям не может заменить рассматриваемого наказания и лишение права управлять транспортными средствами в качестве меры административного воздействия: Лишение права управлять транспортным средствами при осуждении по ст. Результаты же анкетирования судей показывают, что зачастую мотивами таких решений являются: Несовершенство же практики исполнения этого вида наказания должно побуждать не к отказу от его назначения в тех случаях, когда в нем имеется потребность, а к совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и улучшению практики его исполнения.

Эта причина, по нашему мнению, не устранена и в современных условиях. Как не без оснований отмечал А. Одной из причин указанных недостатков отмечалось также несовершенство правового регулирования рассматриваемого наказания, в частности, редкое упоминание о нем в санкциях, особенно как основного наказания. По мнению же В. Тютюгина, такой необходимости нет в связи с наличием у суда возможности назначить его по своему усмотрению.

Цветиновича, учитывая возможность назначения этого вида дополнительного наказания без упоминания о нем в санкциях, включение его в санкции статей Особенной части следует признать правомерным в трех случаях: По мнению автора, если нет хотя бы одного из этих критериев, то нет и необходимости в установлении этого дополнительного наказания в санкции, в иных необходимых случаях оно может быть назначено и при отсутствии упоминания о нем в санкции - по усмотрению суда.

Изучение материалов судебной практики показывает, что зачастую назначение данного наказания было бы целесообразно и по тем статьям, санкции которых указаний о нем не содержат. В частности, по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность специальных субъектов преступления по признаку занятия определенной должности и или занятия определенным видом деятельности.

В уголовном законодательстве каких-либо указаний на этот счет не содержится. Между тем санкции многих статей Особенной части УК содержат возможность назначения этого дополнительного наказания в том числе и в максимальном размере в сочетании с минимальными размерами лишения свободы ст. К тому же, право суда перейти в порядке ст.

Это иногда порождает недоразумения в судебной практике. На наш взгляд, применение этого дополнительного наказания допустимо в сочетании с любыми видами основных наказаний. Эти правила мы бы полагали целесообразным прямо закрепить в статье уголовного закона, либо, как минимум, проведя в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ.

Подробнее об этом см.: Это может быть осуществлено, к примеру, путем смягчения снижения срока дополнительного наказания, указанного в санкции. Как совершенно справедливо отмечал А.

Удивительно, но факт! Суд, принимая решение о запрете занимать какую-либо должность, должен указать перечень должностей, которые осужденный имеет право занимать на период действия ограничения.

Суд должен принимать во внимание последствия смены профессии осужденным для его семьи и влияние этого обстоятельства на его сознание, а также то, насколько совершение преступления с использованием должности или деятельности связано с личностными качествами виновного закономерно вытекает из них или носит случайный характер.

Гальперин, развивая эту мысль, справедливо указывает, что социальные аспекты применения наказаний должны не просто учитываться при их применении, но и находить отражение в уголовном законодательстве с учетом их изменяемости во времени. Автор приводит данные выборочных исследований, свидетельствующие о том, что каждому третьему осужденному к этой мере наказания пришлось приобретать новую профессию, около половины осужденных теряли в заработной плате, порой существенно.

Объем материальных утрат при применении данного наказания при максимальных его сроках, как и и моральные страдания, испытываемые осужденным, делают этот вид наказания весьма строгим. В связи с этим автор ставит вопрос о целесообразности изменения места двух рассмотренных видов наказаний в их системе. Если же лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом срок его исчисляется с момента их отбытия, то есть со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или исправительного учреждения.

Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного вида наказания осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, то суд на основании ч. Суд решает этот вопрос, руководствуясь своим правовым сознанием на основании исследования всей совокупности обстоятельств по уголовному делу и имея в виду цели уголовного наказания.

Отсутствие специального учета лиц, осужденных с применением рассматриваемого дополнительного наказания, контроля за его исполнением со стороны государственных органов и общественности и правовой ответственности лиц, виновных в его неисполнении, служило распространенной причиной того, что многие осужденные оставались на прежних должностях либо, переменив место жительства или место работы, устраивались на аналогичные должности в других местах.

В настоящее время порядок исполнения рассматриваемого вида наказания регулируется главой 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный ч.

Это означает, в частности, что осужденный не может быть принят на соответствующую должность и ему не может быть выдано разрешение на занятие запрещенной деятельностью. Если же он работает в должности, занимать которую ему запрещено приговором, или ранее получил разрешение на определенный вид деятельности, права на которую он лишен, администрация и, соответственно, управомоченный государственный орган по своей инициативе или по представлению органа внутренних дел либо прокурора обязаны: В случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, администрация организации, в которой работает осужденный, обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься п.

Ответственные лица, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор, решение или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ ст.


Читайте также:

  • При установлении факта принятия наследства досудебный порядок
  • Когда передаются деньги при продаже квартиры по ипотеке
  • Волочкова о разводе с мужем
  • Заявление дарителя о регистрации перехода права собственности образец