Главная | Автоюрист | Изъятие земель у церкви

Секуляризация церковных земель

Сможет ли она сегодня наладить эффективное сельскохозяйственное производство? Действует ли божья благодать в экономике? Варвары получили церковь как готовый институт со своим землевладением. Православная же церковь всегда была теснее связана с государством, чем западная. У нас государство учредило церковь и передало ей часть функций. Кроме того, западная цивилизация была основана на собственности и римском праве. У нас аналогичное понятие собственности возникло лишь при Екатерине.

Навигация по записям

А до этого было так: В момент своего появления в конце X века при князе Владимире церковь земельной собственностью не обладала - была на содержании у государства. Так вот - только спустя столетие после Крещения Руси церковь начинает получать земли в дар. Первая жалованная грамота, которая дошла до нас, датирована годом.

Благочестивые люди дарили церкви земли с крестьянами. Эта практика не менялась веками. В специальную книгу - синодик - вписывалось имя дарителя, и монахи за него молились. Было и вечное поминовение - "доколе святая обитель стоит".

Содержание

Но чтобы в уважаемом монастыре, например в Троице-Сергиевом, записали на вечное поминовение, нужно было отдать целое состояние. При Иване Грозном это было 50 рублей - на такие деньги можно было купить село. Много земли жертвовали князья и государи. Но в России было более монастырей, и не всем, как Троице, доставались царские вклады.

Как только земля передавалась монастырю, крестьяне становились церковными и платили оброк уже монастырским властям. Дело в том, что земля служила зарплатой для бояр и дворян, которые были служивыми людьми. А когда они передавали церкви свои вотчины, государство считало, что эта земля "из службы выходит". В и годах этот вопрос ставился на соборах. Но епископы и настоятели крупных монастырей утверждали, что, жертвуя церкви землю, жертвуют ее Богу, - настоятель монастыря только управлял монастырской собственностью, но не имел права ею распоряжаться.

Государи ссориться с церковью не очень хотели и вопрос спускали на тормозах. Первые двое говорили, что собственность монаху не нужна, он должен служить только Богу и самосовершенствоваться - "обоживаться". А Иосиф Волоцкий утверждал, что у церкви много дел и на земле, а это требует средств, поскольку монахам не пристало побираться. Ведь церковь была государством в государстве.

Это сейчас церковь - духовное учреждение. А тогда она выполняла ряд судебных функций. Например, вопрос о бракоразводном процессе решал епископ, а не государственная власть. Причем контролировать церковь государству было очень трудно, поскольку она не нуждалась в нем, не зависела от него экономически. Преимущество монастырского землевладения было в том, что оно не дробилось. Земля богатого боярина расходилась по его детям и внукам, через два столетия от него могло вообще ничего не остаться. А монастыри только накапливали земельные владения.

Поэтому церковь была очень богата. Что делали с излишками? Монастырь был нормальным хозяйствующим субъектом. Скажем, Соловецкий монастырь активно торговал солью. Это было серьезное коммерческое предприятие. В XVI веке церкви принадлежало около четверти всех земель в России. Иван Грозный запретил церкви принимать земли без согласия царской власти.

А в году при царе Алексее Михайловиче было принято Соборное уложение, по которому церкви запрещалось иметь так называемые белые слободы. Это городские владения - церковь владела в городах целыми кварталами или дворами. Эти территории подчинялись не городу, а монастырю, а их население не платило налогов. С этим было покончено, начался процесс секуляризации.

Петр I продолжил его, причем был "зело крут". Он понимал, что могущество церкви покоится на недвижимости. В первые годы Северной войны он отобрал всю церковную собственность и учредил монастырский приказ, который этой собственностью командовал. Но даже Петр, с его железной волей и энергией, не решился сделать то, что сделали большевики в году. И в году царь делает церкви уступку - возвращает земли, но взамен ликвидирует патриаршество.

Для Петра было важно включить церковь в систему государственной власти. В году вместо патриарха появляется Святейший синод - церковное министерство. В году Елизавета Петровна намеревалась послать во все церковные вотчины светских управляющих, которые бы подсчитали доходы духовной власти и направили эти средства в казну, но так и не осуществила эту идею - была очень благочестива.

В феврале года Петр III издал указ о передаче государству церковных вотчин, и это, возможно, приблизило его трагическую кончину. Задачу удалось решить только Екатерине II, оказавшейся хитрее всех. Она возглавила заговор против мужа и законного императора, и церковь ее поддержала. И первое, что сделала Екатерина, когда пришла к власти, - выступила "в защиту православной веры" и отменила указ Петра III.

Удивительно, но факт! Еще в году здесь была устроена большая духовная школа. Причины[ править править код ] Причины секуляризации в России были почти те же, что и в других странах Европы:

ОтменилаЙ и тут же создала комиссию, благодаря которой через два года, в году, секуляризация была проведена. Говоря современным языком, Екатерина применила тонкую пиар-технологию и преуспела. Екатерина понимала, что нельзя просто взять и объявить секуляризацию. Вначале она провела операцию по учету церковных владений. Потом выяснила настроения священников. Один из предстоятелей церкви Арсений Мациевич выступил против. В году его лишили сана, судили и заточили в Ревельском замке.

И реформа прошла спокойно. Но проведена она была очень грамотно. Екатерина в отличие от большевиков не запретила церкви владеть недвижимостью. Она лишь отняла села с крестьянами - тысяч крепостных душ мужчин , то есть около двух миллионов крестьян перешли государству. Но при этом в указе значилось, что монастыри надо наделить землей, дать им покосы, пастбища, загородные дворы.

То есть самого права владеть недвижимостью церковь формально не лишили, ее лишили крестьян. Земли обрабатывали сами монахи, паломники, нанятые люди. В XIX веке церковь вновь начинает приобретать владения, тоже без крестьян, и становится крупным землевладельцем. Весь XIX век церковь существовала как нормальная хозяйственная организация, имеющая право владеть недвижимостью, и оставалась собственником вплоть до года. Однако не стоит преувеличивать масштабы церковного землевладения.

Согласно статистике церковного и монастырского землевладения, в году церковные земли в России составляли 1 миллион тысяч десятин, а монастырские - тысяч десятин. При этом по закону один монастырь мог иметь в собственности десятин, а церковь - 33 десятины. К году площадь церковных землевладений выросла до 1,9 миллиона десятин, а монастырских - до тысяч десятин. Примерно треть этих земель сдавалась в аренду крестьянам.

Но при этом всего в России было миллионов десятин сельхозугодий, то есть в собственности церкви находилось менее 0,5 процента земель сельскохозяйственного назначения. Но вполне очевидно, что монастырское хозяйство было эффективным и доходным, поскольку, повторюсь, церковная собственность не дробилась, а накапливалась. Кроме того, церковь сама по себе никогда не платила налогов - их платили крестьяне, которые жили и работали на церковных землях.

Ни один государь не мог полностью контролировать церковную собственность. Только большевики посредством тотальной конфискации смогли определить ее истинные размеры. Оказалось, что церковь владела огромной собственностью, что может рассматриваться в качестве косвенного подтверждения эффективности церковного хозяйства. Декрет Второго Всероссийского съезда Советов о земле от 26 октября 8 ноября года и декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви от 20 января 2 февраля года утвердили это положение.

Храмовые и монастырские земли, дома, угодья, промыслы, заводы, гостиницы, подворья и капиталы подлежали конфискации в пользу государства. До этого момента сведения об имуществе церкви, включая земельные владения, были недоступны для государства. Позднее выяснилось, что к году у церкви было миллиона рублей капитала, 8 миллионов десятин земли, 84 завода, доходных домов и гостиниц, больниц и приютов, молочных ферм, скотных двора.

изъятие земель у церкви только

Все это имущество в пересчете на царские рубли составляло более миллионов рублей. Таким образом, все имущество и капиталы могут быть оценены в более чем миллионов рублей, тогда как госбюджет в преддверии революции составлял 2 миллиарда миллиона рублей. До конфискации у 11 крупнейших монастырей было более 10 тысяч десятин земли, и еще у - от до десятин.

Сталин продолжил борьбу за полную ликвидацию церкви, поставив целью в е годы провести "безбожную пятилетку". Но в годы войны пришлось вспомнить и о национальном духе. Поэтому в году он восстанавливает патриаршество, церкви возвращают ряд святынь, она начинает успешно встраиваться в советскую систему и даже получает некоторую самостоятельность.

Но если при храме был огород, который сам же батюшка и обрабатывал, на это не обращали внимания. Церковь не могла владеть домами и предприятиями, но были церковные мастерские по изготовлению икон и утвари. Государство относилось к священникам как к частным предпринимателям и контролировало их посредством налогов. Только с конца х годов, в период перестройки, ситуация начала меняться.


Читайте также:

  • Как вступить в наследство транспортного средства
  • Бесплатная консультация юриста в орехово-зуево
  • Процессуальные документы составляемые в стадии возбуждения уголовного дела
  • Запрет на выезд детей за границу как узнать
  • Куплю квартиру студию новостройку в москве по ипотеке
  • Вск страховая компания при ипотеке